Свадьба в русском стиле
Свадьба в русском стиле

Мирком, ладком, да за свадебку!

Свадьба в исконно русском виде, конечно, сейчас уже забылась. Ее обряды, наполненные глубоким смыслом и народной мудростью, помнят, наверное, лишь в далеких деревнях, не тронутых цивилизацией. Однако кое-что мы помним. Между прочим, свадьба в русском стиле — явле­ние нынче довольно молодое, поэтому не обойдем его сто­роной и мы. Стилизация под древнерусскую сказку создаст неповто­римую сказочную атмосферу на вашем празднике. Кроме того, позволит несколько приобщиться к корням, право­славной свадьбе. Особенно такой сценарный ход подойдет молодоженам, которые, кроме обычного и вполне прозаич­ного похода в ЗАГС, выберут обряд венчания в церкви.

На Руси существовало огромное множество свадебных обычаев, обрядов. Все их, конечно, мы вспоминать не будем. В общем-то нас интересует по большей части сама ат­мосфера древнерусской свадьбы, а не обрядовая ее часть. Итак, что нам понадобится для того, чтобы реализовать этот сценарный ход?
Придется потратиться на костюмы. Это касается и гос­тей. Впрочем, гостей не стоит особо «напрягать» с костю­мами в древнерусском стиле, да и далеко не все согласятся на это. А вот вручить каждому гостю какой-нибудь русский атрибут одежды — можно. Для мужчин таким атрибутом может стать специальная боярская шапка, для женщин — бусы или другие украшения на шею или запястья, испол­ненные под старину. Все, костюмерная проблема решена. А вот жениха и невесту нужно нарядить в первоклассный боярский костюм, причем уже с головы до ног, в отличие от гостей. Или же можно использовать элементы русской старины в привычных свадебных костюмах и платьях.
Стол следует украсить в соответствии с выбранной сти­листикой, вплоть до водки в глиняных расписных кувши­нах и ягод в берестяных туесках. Блюда можно заменить декоративными лаптями. По крайней мере, смотреться бу­дет оригинально. Вместо рюмок или бокалов поставьте де­ревянные кубки с красиво выполненной резьбой. Не сомне­вайтесь, гости получат истинное эстетическое наслаждение и запомнят вашу свадьбу на всю жизнь.Оркестр гусляров, конечно, заказывать не надо, а вот настоящего русского удалого балалаечника нужно обяза­тельно. Он и частушки споет, и душевную песню затянет. В общем, многофункциональный персонаж. Желательно, чтобы балалаечник и ведущий-тамада были представлены одним лицом. Группа скоморохов на нашей свадьбе тоже будет далеко не лишней — кто-то ведь должен «заводить» публику. Закажите стилизованную под старину, но модер­низированную для удобства посадки и размещения в ней те­легу, запряженную лошадью окрасом в яблоко. Тогда древ­нерусский колорит вам точно обеспечен. Кстати, почему бы такое средство передвижения не использовать для достав­ки жениха и невесты из ЗАГСа (церкви) домой? Оригинально и красиво. А если украсить телегу лентами и огромной тучей шаров, извозчику нацепить на голову «лихой» берет или картуз с гвоздикой за ремешком, то будет еще и луч­ше. В глаза прохожим точно бросится.
Давайте перейдем к самим действиям. И начнем, пожа­луй, не совсем со свадьбы, но с процесса, с которого, соб­ственно говоря, все и начинается. Поэтому, если вы хотите полностью соблюсти стиль, давайте распишем действия персонажей в сцене первой, которая носит название «Сва­товство». Ни одна русская свадьбы до XX века не обходи­лась без этого действа. Нужно знать, как это происходит, и нам с вами. Итак..
Для сватовства нам понадобятся такие атрибуты: ка­равай (по традиции после того, как невеста разрезает его на равные части в знак своего согласия, во время застолья его должны попробовать все гости и съесть до крошки); мел­кие деньги; посох, представляющий собой палку, перепле­тенную лентами; стаканчик меда; естественно, водка и за­куска; рушник для перевязывания свахи. Это, кстати, многофункциональная деталь — после сватовства рушник отдают на хранение молодым, которые используют его и при регистрации брака, и во время свадьбы, венчания, на вен­чальный рушник принимают через порог первенца из род­дома. А также необходимы подарки невесте (кольцо, серь­ги, украшения, часы), теще (шоколад), тестю (молоток); саженец плодового дерева, небольшой, чтобы легко поме­щался в комнате, но с хорошо развитой корневой системой, потому что в течение нескольких лет вам нужно будет три раза его пересаживать. Саженец украсьте цветами, лента­ми, бантами. Смысл его заключается в том, что если в се­мье первой желают девочку, то дарят дерево по названию женского рода (вишня, груша,, яблоня, слива), мальчика — мужского (орех, абрикос, персик). Вспомните, что должен сделать каждый мужчина на протяжении всей жизни — построить дом, вырастить сына и... посадить дерево. Так вот, дерево у вас уже есть. Перейдем к самому действию...
Сваха со стороны жениха, перевязанная рушником, кланяется в пояс: «Добрый день, хозяин с хозяйкой, бабуш­ка с дедушкой, тетушка с дядюшкой, братики-сестрицы — на все руки мастерицы, а может и соседушки — для спле­тен, для беседушки! Прибыли мы к вам, ох как издалека! За высокими горами, за быстрыми реками, за широкими полями стоят пять гор. Из земли-матушки бьют ключи хо­лодные да источники целебные. У подножия пяти гор рас­кинулся прекрасный город. Вот оттуда мы к вам и прибы­ли. А привело нас вот какое дело. Ни мало, ни много, а двадцать (называется возраст жениха) лет растет и мужает в нашей семье королевич, своему счастью кузнец. С виду очень даже ничего — ладный. Если работу какую дать — мигом сделает, без дела не сидит. До сих пор по жизни вела его счастливая звезда, везло ему, знаем, что и впредь везти будет. Ум у нашего королевича ясный, как небо, прозрач­ный, как ключевая вода, сметливый и быстрый, как моло­дой олень. Рода он не абы какого, а благородного. Нет за ним никаких грехов перед родителями, народом или кем еще, чисты помыслы его и честны. Добрая молва идет за
ним, а иногда и вперед бежит. Давеча случилось чудо с на­шим королевичем — сон ему привиделся дивный.
Рассказал он о том, как прилетела к нему жар-птица необъяснимой красоты, похожая лицом на красну деви­цу. Заглянула она в окно его спальни, улыбнулась ему, махнула на прощание крылом и пропала из виду. Осталось после нее только перышко розовое под окошком на полу. Ждал ее королевич, ждал и до того измучился, что про­снулся в холодном поту, весь истосковавшийся. Всем нам рассказал о том, какая та жар-птица красивая — с лица белая, глаза манят, пленят, ласковые, бездонные, нежные, щечки у нее — как яблочки спелые, губки так и манят, так и пьянят. Измаялся наш королевич, с той ночи нас всех замучил. Не ест, не пьет, живет одной мечтою — найти наяву ту жар-птицу и стать ее хозяином на всю жизнь. Жаль нам стало нашего ясного сокола, решили мы выру­чить его из беды, ведь исхудал весь, сохнуть начал. Взяли мы тогда из подвалов вина заморские, испекли хлеба, за­паслись речами медовыми, вынули волшебный посох и молвили ему: «Веди нас, посошок, скорехонько в те края далекие прямо в терем, где живет красна девица ». И дове­рили ему свою судьбу. И вот привел нас посох в ваш дом. Так что, хозяева милые и приветливые, видите, путники устали с дороги. Уважьте же нашу просьбу, разрешите поискать в вашем доме красну девицу жар-птицу. Не здесь ли она прячется?» Сваха со стороны невесты: «О ком это вы речь ведете? Не знаем мы никаких жар-птиц. Не ведаем, что вы имеете в виду. А девиц-красавиц в нашем дому достаточно, и все одна другую краше, все умницы-разумницы. Вот, пожалуй­те, есть у нас одна лебедушка... Ох, и хороша...» Выводит переодетого в невесту парня. Указывает на него и начинает расхваливать: «Поглядите, какая краса­вица. И при деньгах, и в мехах. В отдельном тереме живет. И кашу сварит так, что пальчики оближешь, и дом в поря­док приведет, что все блестеть будет, а любить будет — не отвадишь! Берите, не прогадаете!» Сваха со стороны жениха: «Ну, жених, что скажешь? Эта? Смотри, и умница, и красавица, и домовита, и любить станет. Нравится лебедушка?» Жених: «Нет! Не эту я ищу. Не по сердцу она мне, по другой душа тоскует». Сваха со стороны жениха: «Видите, не подходит ваша лебедушка нашему королевичу. То-то я и смотрю, что-то в ней не так, вроде как старовата, да и прелести девичьи вроде как уже попримятые. Нет, такая нам не подходит. Показы­вайте другую, если не обманываете, что у вас их много». Сваха со стороны невесты: «А есть у нас еще голубка сизокрылая. Эта вам точно понравиться должна!» Выводят еще одного ряженого в невестином платье. Сваха со стороны невесты: «Любушка-голубушка, покажи гостям дорогим, какая ты хозяюшка, что по дому делать умеешь». Ряженый хватает веник и метет пол с такой силой, что вся пыль летит на гостей. Заметив, что они отплевывают­ся, бросает веник, лезет со всеми обниматься, тащит всех к столу, всячески дурачится. Жених: «Нет уж, увольте от такой невесты. Вовсе не похожа она на ту жар-птицу, что привиделась мне во сне». Сваха со стороны жениха: «Вот видите, снова не та не­веста. Может быть, у вас еще припрятана девица? Так пусть наш молодец сам поищет в вашем доме ту, которая ему ми­лее, которая ему нежнее». Жених входит в дом и через некоторое время выходит вместе со своей нареченной. Сваха со стороны жениха: «Вот то-то же, теперь ясно, что это именно та, кого искал наш молодец — лицом белая, телом стройная». Вот по кому исстрадался наш королевич! Одна только дума меня тяготит: как бы после предыдущих сюрп­ризов нам не опростоволоситься, как бы вновь не оказалась она не той. Если она и в самом деле та самая жар-птица, что нашему королевичу во сне явилась, то ей ничего не стоит до­казать, что это именно она. Давайте-ка испытаем ее». Сваха достает из кармана пригоршню мелочи и рассы­пает на пол: «Вот теперь давай посмотрим, насколько глаз у тебя остер, не лень ли нагнуться тебе за трудовой копей­кой, не станешь ли сор из избы выносить. Подмети-ка пол. Вот тебе веник». Девушка должна как можно быстрее собрать мелочь и положить себе в карман. Сваха жениха: «Вижу, экономная ты, хорошей хозяй­кой будешь, молодец. Вижу, не станешь ты деньги трудо­вые разбрасывать, мужа по миру не пустишь, сор из избы не вынесешь, все при тебе останется. То бросила я тебе день­ги медные, чтоб с хозяином твоим вы не были бедными, а еще припасено у меня серебро, чтоб в семью ты приносила лишь добро. А вот возьми деньги бумажные, чтоб была ты хозяйкой простой, а не барыней важною. А теперь ответь мне на один вопрос: когда соберешься ты сварить борщ, сколько риса туда будешь сыпать: ложку или стакан?» Невеста должна ответить: «Нисколько, потому что в борщ я кладу мясо». Сваха жениха: «Молодец! Хороший ответ. А вот когда моешь ты полы, где лучше вымываешь — по углам или по середке?» Невеста: «Пол я мою везде одинаково хорошо». Сваха жениха: «Смотрите, какая умница! А вот на та­кой вопрос ответишь: если тебя одновременно попросят во­дички испить старик, молодой парень и малыш, кому пер­вому подашь?» Невеста: «Я думаю, что нужнее всего малышу. Ему и дам первому». Сваха жениха: «Верно рассуждаешь. А если придется вино наливать, кому нальешь первому: любимому или ста­рику? » Невеста: «Конечно, старику, он ведь старше, ему и ува­женья больше и почета». Сваха жениха: «Ох, и хорошо же ты отвечаешь, девица! Сразу видно, умная-разумная. Пришло время прямо спро­сить у тебя, при всех: согласна ли ты, чтобы наш королевич стал женихом твоим и хозяином в доме твоем?» Невеста: «Согласна». Сваха жениха: «Что ж, если ответ твой все слыхали, то возьми тогда этот каравай и разрежь его на равные части в знак согласия». Девушка режет хлеб крестом на четыре равные части. Сваха жениха: «Скажи нам, девица красная, кому пер­вому поднесешь кусок каравая, кого первого с поклоном угостишь?» • Девушка берет в руки две доли хлеба и с поклоном пре­подносит их родителям жениха, называя их папой и мамой. Сваха жениха: «Коли уж так вышло, то хочу спросить у родителей невесты: согласны ли они дать дочери свое роди­тельское благословение?» Мать невесты: «Согласны». Отец невесты: «Согласны». Сваха жениха: «Ну, а коль благословение получено, ду­маю, нужно нам наметить нашу девицу, жар-птицу. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. До свадьбы-то еще дожить надо, времени еще много. Так что пусть крас­на девица все это время ходит с меткой нашего королевича, чтоб не пялили на нее глаза все петухи, кому не лень, что­бы не смущали младую душу. А пометим мы нашу краса­вицу серебряным колечком с камешком аметистовым. Пусть носит себе на радость и подружкам на зависть». Жених надевает своей невесте колечко на палец. Сваха жениха: «Дорогие сваточки! В народе часто гово­рят: вот, дескать, женился, а сам и гвоздя забить не может. Может быть, у вас возникли какие-то сомнения по поводу умения нашего молодца хозяйствовать? Мы готовы дока­зать вам, что с гвоздями он умеет обращаться. Пусть наш жених забьет гвоздь в ваш порог, чтобы быть у тещи всегда желанным гостем». Жениху дают гвоздь и молоток, и он сдерживает обеща­ние свахи доказать свое мастерство. Сваха жениха: «Чтобы в твоих, жених, отношениях с будущим тестем царил мир и был толк, подари этот моло- ток ему. Теще же, чтоб свадьба прошла без сучка и задо­ринки, подари шоколада сладкого». Жених исполняет наказ свахи. Сваха жениха: «А от меня, молодые, примите свой пер­вый подарок — дерево. Вручаю его паре, которая решила идти по жизни единой семьей и одной дорогой. Раз создали семью, посадите и дерево. Родится у вас ребенок — тоже дерево посадите. Дом свой построите — еще одно. И будет у вас и ваших детей прекрасный сад. Нужно только терпе­ние, и появятся в нем и сладкие плоды. Но появятся они не сами по себе. Для этого нужно дерево поить и кормить, как всякого человека, ухаживать за ним и беречь. Так же и се­мью свою берегите, защищайте от всяких невзгод, как са­мое святое. Дети ваши — как те плоды сладкие — пусть появятся от любви и в любви вырастут, пусть будут они желанными. Ухаживайте за ними, и вырастут они крепень­кими, здоровенькими, умными и послушными, огорчать вас никогда не будут». Сваха дарит молодым саженец дерева. Сваха жениха: «Раз дело наладилось, раз королевич наш нашел свою жар-птицу, красну девицу, значит, можно и праздник справить. Примите к вашему столу вина замор­ские и этот мед волшебный. Хозяину нашему этим медом ушки смажем, чтоб не услыхал он о своем новом зяте ни одной плохой или позорной вести. А хозяюшке нашей сма­жем глазки, чтобы в зяте своем новом никогда ничего пло­хого и зазорного не увидела. А все, что останется, я себе на язык положу, чтобы в застолье нашем общем речи слаще были». Далее начинается застолье. Теперь вы знаете, как начинать свадьбу, стилизованную под древнюю Русь. Не бойтесь использовать для организа­ции самой свадьбы идеи сказок, русские обычаи. Здесь они будут вполне уместны, внесут в атмосферу свадьбы волшеб­ство и магию. Если мы используем русскую традицию сватовства, то нужно продолжить ее и в такой немаловажной и любимой в народе церемонии, как выкуп невесты. Давайте снова представим жениха королевичем, а невесту — спящей прин­цессой. Разыграем сцену, когда принцессу крадет злой пер­сонаж русских сказок, Кощей Бессмертный, а королевичу для ее вызволения придется пройти череду преград. Друзья жениха встречаются с подругами невесты у вхо­да в дом. Друзья: «Поклон земной вам, красны девицы!» Подружки: «И вам поклон, добры молодцы! Уж не за невестой ли пожаловали?» Друзья: «За ней. Вот и жених у нас есть». Подружки: «Мы бы рады невесту отдать, да беда приклю­чилась. Побывал в наших краях Кощей Бессмертный. Все царство нечистой силой опутал, все пути-дороги перекрыл, невесту украл, в темнице запер, сон недобрый на нее наслал. Готов ли жених с нечистой силой сразиться, невесту у Ко­щея отвоевать? Если готов, идем с нами. Ждут тебя испы­тания». Испытание 1. Подружки: «Смотри, у калитки лежит камень. От кам­ня идут три дороги во владения Кощея Бессмертного. Вы­бирай дорогу, сейчас узнаем, с какими мыслями начина­ешь путь, с чистым ли сердцем к любимой идешь. Первая дорога — женитьба по необходимости. Нет, не пустим. Пла­ти и выбирай другую дорогу. Вторая — женитьба по расче­ту. Не пустим. Плати и выбирай другую. Третья дорога — женитьба по любви. Проходи». Испытание 2. Подружки: «Теперь ждет тебя лес дремучий (на двери или калитке висят плакаты с изображением леса). Это Ко­щей бросил гребень и встала перед тобой стена леса. Не пройти, не вырубить. Свистни три раза да через лес этот перепрыгни или перелети. Летать не умеешь? Плати!» Испытание 3. Подружки: «Напустил Кощей Бессмертный всякой не­чисти, пауков ядовитых (вход преграждает «паутина» из ниток). Опутали они все вокруг своей паутиной. Коснешься нити — тут тебе и конец придет. И никому из дружков твоих нельзя прикасаться». Испытание 4. Подружки: «Кощей Бессмертный бросил полотенце — разлилась река огненная, ни переплыть, ни перелететь. В од­ном лишь месте есть брод — где огонь утих, и следы просту­пили (нарисовано несколько следов). Но и следы загорят­ся, если желания девушек не исполните». Мы на свадьбу собирались, Быть красивыми старались, Сильно все поиздержались. Нам, девчонкам-неженкам, Дай побольше денежек. Дай нам денег на сережки, На красивые сапожки, Алу ленту в волоса, А не то ступай назад. Мы, девчонки-сладкоежки, Любим прянички, орешки. Испытание 5. На плакате нарисован Дракон. Подружки: «А вот и сам Змей Горыныч перед тобой. Доставай-ка свой меч-кладенец. Если своего нет, возьми наш. Только наш-то надо в золото заковать, прежде чем он силу над Змеем возымеет. А мо­жет, чем другим Дракона умилостивишь?» Испытание 6. Подружки: «Выпустил на тебя Кощей русалок, то есть нас. А мы не желаем тебя просто так к невесте пропускать! Мы ее к венцу собирали? Собирали! Причесывали? В бане купали? В платье наряжали? Не какую-нибудь, а лучшую подругу отдаем. Не оставаться же нам теперь с пустыми руками! За невестино платье нарядное подай нам вина вино­градного. За туфли лодочкой — бутылку водочки. За каждый каблучок — монеток с кулачок. За фату белую — яблоки спелые. За невестин звонкий смех — серебра на всех. За стройную фигурку — шампанского бутылку. За невестин нежный взгляд подавай нам шоколад. За невестины ушки подай нам грибов кадушку. За алые губки — сахара грудку. За платье подвенечное — спой песню сердечную. За невестин голосок — спляши нам разок. Разбей тарелку с той силой, с какой любишь невесту. А теперь каждый осколок накрой бумажной денежкой». Испытание 7. В коридоре жених видит табличку с надписью: «В этом тереме томится сероглазая дивица». Подружки предлага­ют ему найти в фразе ошибку. Жених тут же находит ее в слове «девица», но не замечает того, что невеста у него на самом деле каре- или синеглазая. За это предлагается рас­платиться. Испытание 8. Подружки: «Вот перед тобой стоит стол. На все четыре угла положи всякого добра. Тогда раскроется перед тобой скатерть-самобранка. А без нее — как идти к невесте?! Если на стол много положить, скатерть будет богато стол накры­вать». Испытание 9. Подружки: «Вот и дверь заветная, за которой спрятал Кощей твою невесту. Вот только ключ, как и смерть Коще­ева, в сундуке лежит, а сундук висит на дереве, а дерево то растет на далеком острове Буяне. Но если заплатишь, мо­жем достать тебе ключик. Добудешь ключ — истребишь Кощея». Испытание 10. Жених пробирается в комнату, где «спит» невеста. Она связана по рукам и ногам. Жених развязывает узлы и по­целуем «расколдовывает» невесту. Невеста просыпается, но у нее нет туфель, чтобы идти. Жениху придется выкупить туфли. Наконец жениху удалось добраться до невесты. Он уво­зит ее в ЗАГС и для обряда венчания в церковь. На обратном пути их встречают гости и родители. В руках у родителей хлеб и соль. Молодые отламывают по куску хлеба, обмакивают его в соль и съедают. Считается, что в этом случае мо­лодую семью ждет благополучие. Одновременно гости осы­пают молодоженов зернами пшеницы, приговаривая: Сыпем на вас рожь, Чтоб род ваш был хорош. Посыпем пшеницей ярой, Чтоб были вы дружной парой. На пути молодых к столу разожгите несколько неболь­ших костров. Разбейте несколько тарелок «на счастье». Пока гости рассаживаются за столом, ведущий зачиты­вает Свадебный устав, касающийся поведения на свадьбе: Коль на свадьбу ты явился, Нарядился, надушился, Ты, теперь не кто иной, как сей свадьбы рядовой. Потому устав прочти, Повинуйся и учти: Если свадьба гремит: «Горько!», — Ты кричи, сколь мочи есть. Приустал — вздохни тихонько, Выпил рюмку — можешь сесть. Если песню свадьба грянет, Слов не знаешь — не робей. Пой без слов — сосед подтянет, Подпевай, тяни дружней. Если скажут тост в застолье, Рюмку сразу поднимай. Поддержи почин достойно, Пить не можешь — отдыхай. Если вдруг начнется пляска, Смело в круг скорей вступай. Знай, что всем полезна встряска. Не умеешь — отдыхай. Предлагается выпить за молодых: «Бояре и боярыни! Выпьем же чарку за тех, свидетелями чьей любви мы се­годня стали, за тех, кто здесь счастливее всех. Совет вам да любовь! Пусть жизнь не будет для вас горькой! Всего один раз в жизни бывает такой горький тост! Так пусть же он будет за ваше совместное счастье!» После тоста свидетель и свидетельница зачитывают На­каз молодоженам: Ой ты, гой ecu, красна девица! Ой ты, гой ecu, добрый молодец! Вы. вступаете во жизнь новую, Во жизнь новую — неприступную. Вам на пути, на большом пути Рука об руку до ста лет идти. Да не гладко та тропа торопится, Да по ней вам шагать и не ссориться. На руке у вас золото — блеск кольца, Счастью вашему не видать конца. Чтоб для радости взора вашего Дом ваш был всегда полной чашею! Чтобы люди в нем улыбались, Чтоб детишки в нем нарождались! Вот такой наказ вам сейчас даем. И за то вино вместе с вами пьем! Из молодоженов выберем главу семейства. Сделаем это так. На Руси был распространен обряд «пяти приборов» — невесте нужно было уметь накрыть стол на пятерых — для жениха, матери, отца, свахи и шафера. Мы немного модер­низируем этот обряд и устроим соревнования между моло­доженами: кто быстрее расставит пять столовых приборов, тот и станет главой семьи, по крайней мере, на период сва­дебного торжества. После этого звучат тосты за молодых со стороны роди­телей, друзей жениха, подруг невесты, отдельных родствен­ников. Тосты могут быть, конечно, импровизированными, а могут быть и в духе древнерусской былины, например: Как собирался добрый молодец и красная девица повен­чаться, Породниться по любви большой ради счастия семейного. Выходил во двор добрый молодец, красавец всем на за­гляденье, Выводил красну девицу, ясным солнцем сияла ее краса. Говорил добрый молодец красной девице: «Ты, красави­ца, стань моей! Осыплю тебя жемчугами заморскими, подарю серьги яхонтовые! Станешь ты княгиней роду знатного, роду знатного столичного. Будешь ты хозяйкою полновластною в богатых хоро­мах княжеских, Будешь землями владеть и озерами, подарю тебе дом серебряный!» Отвечала ему красна девица: «Мне не нужен твой дом серебряный И владенья твои, земли, озеро, серьги яхонтовые не нужны. А нужна мне лишь твоя любовь горячая, чтобы жаром меня обдало. Стану я твоей, добрый молодец, коль клянешься ты го­рячо любить». И поклялся добрый молодец красной девице во большой любви, В скором времени сыграли свадебку, ой, веселую, ох да громкую! Пожелаем им добра, счастия, золотой юбилей встре­тить дружно им! В промежутках между тостами пусть ведущий зачитает Указ царя Доброго: «Ой вы, гой еси князья да жены их крас­ные. Во граде (название города) в году памятном собирались мы на пир торжественный. Красну девицу (имя невесты), спелу ягодку, отдаем в жены покорные добру молодцу (имя жениха). Молодой чете желаю счастия, ласки, денег, доволь­ствия, мира в доме их. Чтобы быть всегда молодой семье ря­дышком, как одно целое, из большой любви радость выко­вать. Переплавить радость в большую любовь. В невзгодах ту любовь закалить, да в уважении друг к другу взлелеять. Таков мой указ-повеление — совет вам да любовь!» Если у невесты длинные волосы, можно совершить ста­ринный русский обряд, когда вокруг невесты зажигаются свечи, а ее подруги в торжественной обстановке косу распле­тали, и тогда невеста являлась гостям во всей своей красе. После этого проведем процесс коронования молодых. Пусть родители той и другой стороны возложат на головы своих чад короны, символизирующие единство в семье. Причем жениха коронуют родители невесты и наоборот. Разбавьте череду тостов такой сценой: чтобы пожелать молодым как можно больше детей, на Руси к ним подходил кто-нибудь из гостей в вывернутом наизнанку тулупе и желал им столько детей, сколько ворсинок на нем. То же самое, только в комичном ключе, можно использовать и в нашем сценарии.

 Организация и проведение свадьбы под ключ и по отдельным услугам в Минске и РБ. VINDOX WEDDING STUDIO.