25 октября – День мельников Беларуси
Работа мельников уважалась и чтилась людьми с самых давних времен. Так как жизнь в деревне без мельника была практически невозможна. Особенно необходимость в мельнице проявлялась осенью, когда урожай зерновых уже был собран, а на обеденные столы так и просились свежеиспеченные караваи. Односельчане обычно старались угодить мельникам, потому что непосредственно их работы, их старания и умения зависело качество будущей муки и, соответственно, хлеба. Профессия мельника считалась почетной и зачастую они были зажиточными крестьянами. Недаром ходила в народе такая пословица: «Мельнікава карова, дзеўка папова і эканомава кабыла ніколі галоднымі не былі» («Мельникова корова, дочка попова и старостина кобыла никогда голодными не были»).
История
Беларусь – это страна озер и рек. Поэтому на территории Беларуси большое распространение получили водяные мельницы. До наших времен на территории Беларуси сохранилось немало мельниц, не только водяных, но и ветряных. Так, например, водяные мельницы сохранились в Гольшанах и Ивье. Однако, не все из сохранившихся мельниц действующие, некоторые сохранились лишь как здания, в которых уже находятся другие заведения.
С мельницами издавна связывали различные байки и легенды. Наиболее часто в этих байках и легендах повествовалось о колдунах или чертях, живущих среди жерновов. Говорили, что когда нет ветра, крылья мельницы крутят колдуны, а также таскают тяжелые мешки с зерном, чтобы помочь хозяину. А хозяин, в свою очередь, платит им за помощь тем, что разрешает обитать под крышей мельницы.
Также мельникам было посвящено большое количество пословиц и поговорок, различных сказок, сочиненных народом. Существовал еще цикл игр под общим названием «Млын», то есть мельница. Вот, например, одна из них. В данной игре могут принимать участие и дети, и взрослые. Один из участников игры ложится на диване или топчане, при этом он берет в руки какую-нибудь палочку. Другой игрок садится возле миски, в которой находится пепел. Миска при этом накрыта тканью. В это же время другие участники игры делают еврея-мельника: берут мешок с соломой и привязывают его в животу будущего мельника, надевают шапку и прицепляют бороду из льна. Затем мельник подходит к дивану и пускает мельницу: лежачий на диване начинает бить своей палочкой о ножки дивана, а сидящий возле миски начинает с шумом ее крутить, постукивая и позвякивая. Весь этот гул должен напоминать шум работающей мельницы. Мельник засыпает, мельница же в это время перестает работать. В это время участники, которые не принимали активного участия в работе мельницы, начинают кричать: «Хаім, млын стаў! Млын стаў! Хаім!...» и со всей силы бьют по животу мельника. Он встает, бьет лежачего на диване по пяткам, что символизирует забивание клиньев. И мельница снова начинает работать. Далее все повторяется, игра продолжается пока не надоест участникам. Эта игра не всегда была в таком виде, в разных регионах она видоизменялась, могла дополняться различными театрализованными эпизодами. Во время празднования всем односельчанам можно было свободно рассказывать о мельниках всякие истории, и они при этом не обижались, ведь знали, что завтра снова все поедут к ним за мукой.
В настоящее время большинство традиций и обычаев уже забыты, однако день мельников Беларуси празднуется все равно, пусть и не с таким размахом, как в былые времена. Тем не менее, на день мельников Беларуси можно посетить различные тематические выставки или съездить на экскурсию на старинную мельницу.