Откуда-то издалека, как бы наплывая на зал, доносится мелодия песни военных лет. На сцене за журнальным столиком приглашенные ветераны и ведущий. На фоне приглушенной музыки звучат слова ведущего.
Ведущий: более 60 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую отечественную войну, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины. В сердцах людей она жива, потому что до сих пор еще не залечены её раны, не иссякла боль, не забыты те, кто отдал жизнь за великую Победу, живут среди нас ветераны войны.
Жить, работать, воевать, побеждать врага помогали нашему на фронте и в тылу песни, созданные в те грозные годы.
» Когда говорят пушки, молчат музы”– гласит поговорка. Но поэзия воюющего народа опровергла её. С первых дней войны появились десятки новых песен, большинство из которых сразу же «ушли на фронт”. Песни распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, перелетали через линию фронта, проникали в глубокий тыл врага, в партизанские отряды.
1-й чтец: Есть среди песен Великой Отечественной войны такие, которые сыграли особенно большую роль в жизни народа. Некоторые из них имеют к тому же интересную историю своего появления на свет. О песнях, ставших памятниками военных лет, об их авторах, об истории их создания мы поведем наш рассказ. Сколько замечательных песен пелось в те суровые годы!
И слова тех честных песен звали
За отчизну биться до конца,
И от песен слезы застывали
Каплями смертельного свинца.
На экране – документальные фотографии о первых днях войны. Включается запись песни «Священная война” в исполнении Краснознаменного ансамбля Советской Армии имени А.Александрова.
2-й чтец: Для одних война стала далеким воспоминанием, для других – историей. Но и сегодня ни взрослый, ни ребенок не остается равнодушным, когда услышит по радио «главную песню Великой Отечественной войны”, написанную в первые дни войны поэтом В. Лебедевым-Кумачом и композитором А.Александровым. «Священная война”– это «песня-воин, песня-полководец, песня-пророк”. Её слова были опубликованы в газете «Известия” через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года. А 27 июня песня была впервые исполнена на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны.
3-й чтец: Ветеран Краснознаменного имени Александрова ансамбля песни и пляски Советской Армии, участник премьеры песни на Белорусском вокзале Ю.А. Емельянов вспоминает: «В зале ожидания был сколочен из свежесрубленных досок помост – своеобразная эстрада для нашего выступления. Поднялись мы на это возвышение, и у нас невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале шум, резкие команды, звуки радио… Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает…
С первых же тактов мы почувствовали. Что песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет. В зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах волнение, слезы, и это передалось нам – исполнителям. И у нас у всех тоже стояли слезы в глазах.
Песня утихла, но бойцы потребовали повторение. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пели мы «Священную войну”.
4-й чтец: С этого дня песня прошла долгий и славный путь. Она была «взята на вооружение” нашей армией, всем народом. Её пели всюду: на переднем крае, в партизанских отрядах. В тылу врага. Каждое утро после боя Кремлёвских курантах по радио звучала «Священная война”. Но и сегодня её нельзя слушать без трепета и горького чувства утраты. Она заставляет нас вспомнить грозные, озаренные пламенем дни начала войны, она напоминает о небывалом мужестве советских людей, отстоявших нашу родину от врага.
Собравшиеся прослушивают всю запись песни «Священная война”. Затем представляется слово ветерану.
Звучит вступление «Песни о Днепре” М. Фрадкина . На экране – вид города Киева, фотопортреты авторов песни.
1-й чтец: В начале войны поэт Евгений Долматовский работал корреспондентом «Комсомольской правды” на Украине. Вместе с одной из воинских частей он оказался в окружении на правом берегу Днепра. Шел октябрь 1941 года.
2-й чтец: «Когда я шел по холмам оккупированной Украины, выбираясь из окружения, – вспоминал поэт, – когда переправлялся через Днепр, все складывалась, складывалась песня…”
Звучит первый куплет «Пе сни о Днепре” М. Фрадкина.
3-й чтец: Это была «Песня о Днепре” композитора Марка Фрадкина, одна из первых песен о войне, появившихся в самом её начале. В стихах Долматовского отразились боль и страдания украинского народа за то, что враг пьет воду из Днепра, и безграничная вера в то, что мы ещё вернемся к Днепру, мы победим:
Как весенний Днепр, всех врагов сметет
Наша армия, наш народ.
4-й чтец: Подобно другим произведениям, «Песня о Днепре” стала символом несгибаемого духа нашего народа, своеобразным памятником тем героическим дням. Мелодию песни разносят куранты в Херсоне, сова её выведены на обелиске в Новой Каховке, строки из песни высечены на мемориальной стене, воздвигнутой на берегу Днепра. Мелодия песни звучит в Киеве на могиле Неизвестного солдата, у обелисков и памятников героям Великой Отечественной войны.
По ходу рассказа демонстрируются открытки с видами перечисленных памятников. Если на утреннике присутствует ветеран войны, участник Украинского фронта, можно предоставить ему слово для небольшого рассказа-воспоминания.
Ведущий: В песенной летописи Великой Отечественной войны особую главу составляют песни о партизанах. Особенность этих песен заключалась в том. Что они были тихие, повествовательные, лирические. В них отразились и трудный быт партизанских отрядов, и состояние постоянной опасности, и героические подвиги, совершенные в тылу врага.
1-й чтец:
Это вы, народные мстители,
Лихой комсомольский отряд.
Над вами чуткими листьями
В ночи деревья шумят.
Вы только что из боя
Уже отдохнуть пора,
Но кажется вам пальбою
Потрескивание костра.
А кто-то, кажется, ранен-
Белеют ленты бинтов,
Но завтра утренней ранью
Он вновь сражаться готов.
2-й чтец: Осенью 1942 года в штаб Брянского фронта пришла необычная радиограмма от партизан брянских лесов с просьбой прислать …песню. Этот «заказ» выполнили композитор Сигизмунд Кац и поэт Анатолий Сафронов. Авторы написали партизанскую песню «Шумел сурово брянский лес”, премьера которой состоялась в партизанском крае, окруженном со всех сторон врагами.
Звучит фрагмент песни. Показывают открытку с видом монумента в Брянске, брянские леса и другие репродукции.
3-й чтец: На площади Партизан в Брянске высится величественный монумент в память тех, кто отстоял свободу и независимость нашей Родины в годы войны. На постаменте выгравированы слова: Шумел сурово брянский лес.
Спускались синие туманы.
И сосны слышали окрест,
Как шли с победой партизаны.
Каждый час на площади звучат куранты, выбивающие первые такты мелодии, которая была грозным оружием в борьбе с врагами.
Так песня стала памятником и спустя десятилетия после освобождения Брянска зазвучала вновь в музыке и граните. Её мелодия стала позывными Брянского областного радио.
Звучит песня «Шумел сурово брянский лес” С.Каца. Затем выступает ветеран войны, партизан.
Ведущий: Песни военных лет… Музыкальная летопись войны. В них отразились многие страницы Великой Отечественной войны: героические и патриотические, лирическиеи трагические, веселые и грустные, общественные и личные.
Об одном трагическом эпизоде войны повествует популярная песня Бориса Макроусова и Александра Жарова «Заветный камень”, которую сами авторы назвали «Черноморской легендой”.
1 –й чтец: Писатель Леонид Соловьев на страницах газеты «Красный флот” рассказал легенду о севастопольском камне.
… После кровопролитных боев наши войска покидали полуразрушенный Севастополь. Один из вражеских снарядов, разорвавшись на набережной около памятника «Погибшим кораблям”, отбил гранитный осколок от парапета. Кусок серого гранита подобрал неизвестный моряк, который, уходя из Севастополя. Поклялся вернуться сюда и положить камень на место.
Но моряк погиб. Умирая, он передал камень своим боевым друзьям с наказом вернуть его в Севастополь. Воин-снайпер, получивший камень, был убит, но успел передать его своему другу-разведчику. Завещанный матросом камень попал к связисту, затем побывал у артиллеристов, пулеметчиков, летчиков, каждый из которых стремился выполнить завет неизвестного матроса: вернуть гранитный осколок на родную землю.
Такова легенда, которую авторы воплотили в своей песне, легенда, рожденная героическим временем и имевшая в своей основе реальный факт.
Звучит песня Б. Мокроусова «Заветный камень”, открытки с видами Севастополя.
Звучит вступление к песне «Прощайте, скалистые горы”.
2-й чтец: Среди лучших песен о море и моряках есть замечательная мужественная песня «Прощайте, скалистые горы”.
Боец морской пехоты, а позднее сотрудник фронтовой многотиражки Николай Букин написал стихотворение «Не жить мне без моря”, которое начиналось строками:
Прощайте, скалистые горы,
На подвиг отчизна зовет!
Мы вышли в открытое море,
В суровый и дальний поход.
Стихотворение было посвящено морякам героического гарнизона полуострова Рыбачий. В 1943 году композитор Евгений Жарковский, морской офицер, который почти всю войну воевал на Северном флоте, положил эти стихи на музыку. Написанная в форме солдатского вальса, песня стала одной из любимых североморцами и защитниками Заполярья.
Звучит песня «Прощайте, скалистые горы”Е. Жарковского.
Ведущий:
Война…Жестокая война
Не первый месяц длится.
Жизнь, как струна, напряжена,
В опасности столица.
Все громче злобный вой ветров,
На взрывы дни похожи,
А сводки Совинформбюро
Тревожней все и строже.
1-й чтец: Песня о Москве «Дорогая моя столица” появилась почти случайно. Автор её не москвич, он родился у Черного моря, вырос в Николаеве, жил в Ярославле, откуда ушел на фронт. Когда грузовик, в котором ехал младший лейтенант Ярославской дивизии Марк Лисянский. Остановился на площади Пушкина возле редакции журнала «Новый мир”, Лисянский успел передать секретарю редакции свое стихотворение, которое было опубликовано в декабрьском номере журнала. Прочитав стихи, композитор И. Дунаевский прямо на полях журнальной страницы набросал ноты мелодии. Находясь на Калининском фронте, молодой поэт услышал по радио песню, созданную на его стихи.
2-й чтец: Песня была близка и дорога не только москвичам и участникам боев за столицу. Её знали и любили на всех фронтах и в далеком тылу, потому что Москва была символом Родины, олицетворением всего самого дорогого в жизни советских людей.
Минули годы, выросло поколение, не знающее, что такое война, но и для них песня о Москве является памятником мужеству, верности и долгу столице.
3-й чтец:Песня стала памятником не только в переносном, но и в буквальном смысле. На 23-м километре Ленинградского шоссе воздвигнут монумент в честь разгрома немецко-фашистских войск под Москвой: три железобетонных «ежа” из противотанкового заграждения стоят у шоссе. На гранитном барельефе памятника-символа высечены знакомые всем слова:
И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова…
Звучит третий куплет песни.
4-й чтец: Через 25 лет после Победы автор песни поэт Марк Лисянский посвятил стихи памятнику под Москвой:
На двадцать третьем километре
По Ленинградскому шоссе,
Где только вехи, только ветры
И нависающие ветви
То в снежной пене, то в росе,-
Стоят открыто перед всеми
У беспощадной той межи
Противотанковой системы
Окаменевшие ежи.
Ведущий: Битва под Москвой – первое победоносное сражение Великой Отечественной войны. Здесь, в суровых снегах Подмосковья, родилась знаменитая песня композитора К.Листова на слова поэта А.Суркова «Бьется в тесной печурке огонь”.
Звучит вступление к песне К.Листова.
1-й чтец:
Когда на смерть идут – поют,
А перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою
Час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
И почернел от пыли минной.
Разрыв. И умирает друг.
И значит, смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черед.
Будь проклят сорок первый год
Ты, вмерзшая в снега пехота.
(Семен Гудзенко)
2-й чтец: Алексей Сурков говорил о своей песне: «Уже с первых дней войны мы почувствовали, что солдатское сердце ждет и ищет не только лозунга и пафосного призыва, но и теплого лирического слова, чтобы разрядиться от перегрузки тем страшным. Что обрушила на него жестокая война.
А родилась эта песня случайно… Это были шестнадцать «домашних” строк из письма к жене. А написал я их в конце ноября, после тяжелого боя под Истрой, когда пришлось мне с гвардейским полком пробираться ночью из окружения. Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы где-то в феврале не пришел в нашу фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню”. И тут я вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте…”
Звучат первый и второй куплеты песни К.Листова.
3-й чтец: Передаваясь из уст в уста, песня молниеносно распространилась на фронте. Лирическая, немного грустная и очень искренняя, песня понравилась бойцам. Шестнадцать стихотворных строк, положенных на музыку, вместили в себя то, что переполняло в те дни душу каждого бойца: ненависть к врагу, уверенность в победе, боль разлуки с любимыми. Слова песни: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти – четыре шага” – были не только поэтическим образом, но и реальностью.
Звучат третий и четвертый куплеты песни. Об исторических днях обороны столицы рассказывает ветеран войны, защитник Москвы.
Ведущий: На фронте среди солдат очень популярны были веселые, шуточные песни. В самые трудные минуты они помогали переносить тяготы войны. И недаром Александр Твардовский устами своего бессмертного героя Василия Теркина сказал:
Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки.
Шутки самой немудрой.
Фронтовые концерты непременно включали веселые стихи, комедийные сценки, частушки и, конечно, песни. И, пожалуй, самой распространенной из них была песня В. Соловьева-Седого на слова А. Фатьянова «На солнечной поляночке”.
1-й чтец: 1945 год. Уже был виден свет грядущей Победы. Советская армия освобождала народы Европы от фашистской оккупации. На лицах людей все чаще стали появляться улыбки. Именно в это время родилась одна из наиболее сильных и трагических военных песен – «Дороги”.
Звучит песня А. Новикова «Дороги”.
2-й чтец: Авторы песни – композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин – создали поэтический образ матери, годами ожидавшей сына, который бескрайними солдатскими дорогами шел к победе. В песне отразилась и тоска по родным местам, и неувядающая вера в Победу, и клятва вечно помнить тех. Кто отдал жизнь, идя по страшным дорогам войны:
Снег ли, ветер –
Вспомним, друзья,
Нам дороги эти
Позабыть нельзя.
3-й чтец: Огромный успех песни, родной и близкой для миллионов людей, точно объяснил Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, назвавший песню «Дороги” в числе своих любимых произведений, рядом с песнями «Священная война” и «Соловьи”: «это – бессмертные песни. А почему? Потому что в них отразилась большая душа народа”.
Ведущий: Все дальше, все глубже в историю уходит Великая Отечественная война, и песни, написанные в дни сражений, молодое поколение уже называет песнями наших отцов и дедов.
Но появляются новые песни о войне, написанные поэтами и композиторами, которые никогда не слышали орудийной канонады, не лежали в окопах. Не мерзли в землянках, не ходили в атаку. Они родились после 1945 года.
Главная мысль, которую несут послевоенные песни, – об ответственности сегодняшнего поколения за будущее, за судьбы всего мира. Одна из таких песен – «День Победы”, написанная композитором Давидом Тухмановым и поэтом Владимиром Харитоновым. Она родилась через три десятилетия после того, как отгремели последние залпы войны, и сразу стала нам близкой и необходимой.
Звучит фрагмент песни Д. Тухманова – День Победы”.
Ведущий: Особенно дорого то, что песню приняли не только те, кто боролся за Победу с оружием в руках, но и совсем молодые юноши и девушки, знакомые с войной лишь по книгам, фильмам и старым фронтовым песням. И пусть накануне праздника – Дня Победы – песни Великой Отечественной войны звучат с новой силой.
Все участники поют песню Д. Тухманова «День Победы”.